Уссуриец (guran_ussury) wrote,
Уссуриец
guran_ussury

АМУРСКО-УССУРІЙСКАЯ КАЗАЧЬЯ ФЛОТИЛІЯ

АМУРСКО-УССУРІЙСКАЯ КАЗАЧЬЯ ФЛОТИЛІЯ учреждена въ 1897 г. для охраны нашей границы съ Китаемъ по рр. Амуру и Уссури и оз. Ханка. На службу во флотилію командируется около 40 казаковъ изъ состава строевыхъ частей. Врем. положеніе о флотиліи утверждено въ 1902 г.; согласно эт. полож. она предназначается: 1) для обезпеченія безопаснаго плаванія всякаго рода судовъ по Амуру (и его притокамъ) и Уссури отъ хунхузовъ; 2) для охраны отъ хунхузовъ же прибреж. жителей лѣв. бер. Амура и праваго — Уссури; 3) для наблюденія за манчжурскимъ берегомъ тѣхъ же рѣкъ; 4) для поддержанія сообщенія между казач. поселеніями по рр. Уссури и Сунгачѣ и на оз. Ханка; 5) въ воен. время — въ мобилизаціон. цѣляхъ (способствованіе скорѣйшему сбору казаковъ, запасныхъ и т. д.). Флотилія состоитъ изъ 2-хъ пароходовъ ("Атаманъ" и "Казакъ Уссурійскій") съ баржами ("Булава" и "Лена") и парового кратера "Дозорный"; она составляетъ собственность Амурскаго и Уссурійскаго каз. в. Командиры пароходовъ избираются, глав. обр., изъ числа опытныхъ въ рѣчномъ плаваніи каз. офицеровъ названныхъ войскъ, а суд. команды комплектуются преимущественно казаками, способными къ службѣ на водѣ и прослужившими въ строю 6—12 мѣс.; при невозможности замѣщенія казаками, на должности машинистовъ и ихъ помощниковъ допускаются также вольнонаемные служащіе, но исключительно русскіе. Расходъ на содержаніе судовъ флотиліи производится изъ войск. капиталовъ. Казаки вооружены шашками и винтовками и имѣютъ обмундированіе и снаряженіе казач. образца, а также и матросскую одежду. Командиры имѣютъ форму состоящихъ по войску, а вольнонаемные — торговаго флота. (Прик. по в. вѣд. 1902 г., № 230; "Воен. Сборн.", 1903 г. № 1). А. И. Никольскій и Н. А. Чернощековъ. Воинская повинность казачьихъ войскъ. Спб., 1907 г. Прик. по в. вѣд. 1902 г., № 430).
(Яндекс-словари, военная энциклопедия)



В 1894 г. по запросу войскового наказного атамана Приамурских казачьих войск С.М. Духовского Военное Министерство выделило средства для приобретения судов для флотилии. Был приобретен старый пароход «Шилка», переименованный в «Казак Уссурийский», с баржей «Лена» и два новых судна. Новые суда («Атаман» и «Дозорный») были заказаны и построены на заводе Крейтона в финском г. Або (Турку). В разобранном виде на судах Доброфлота они были доставлены во Владивосток, а затем по железной дороге – в Иман, где и осуществлялась сборка.

На суда флотилии возлагалось наблюдение за пограничной линией, а также перевозка станичной почты и грузов. Личный состав флотилии комплектовался из строевых казаков, знавших речное дело, а командиры пароходов, машинисты и их помощники принимались по вольному найму. Вольнонаемному командиру судна была представлена власть командира отдельной казачьей сотни. Его форма одежды соответствовала капитанам пароходных обществ, но с заменой белого канта на фуражке желтым по цвету прикладного сукна приамурских казачьих войск. Черные флотские погоны на бушлатах и фуражки у личного состава также имели желтые канты, на ленточках надпись Амуро - Уссурийская казачья флотилия". Старшему командиру флотилии присваивался особый брейд - вымпел с косицами цветов русского национального флага. Первым старшим командиром флотилии стал капитан Дмитрий Афанасьевич Лухманов - известный в будущем российский и советский капитан, великолепный педагог, талантливый писатель. Он прослужил на флотилии до 1901 г.

Tags: Уссури, история Приморья, история России, уссурийские казаки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments