(Яндекс-словари, военная энциклопедия)

В 1894 г. по запросу войскового наказного атамана Приамурских казачьих войск С.М. Духовского Военное Министерство выделило средства для приобретения судов для флотилии. Был приобретен старый пароход «Шилка», переименованный в «Казак Уссурийский», с баржей «Лена» и два новых судна. Новые суда («Атаман» и «Дозорный») были заказаны и построены на заводе Крейтона в финском г. Або (Турку). В разобранном виде на судах Доброфлота они были доставлены во Владивосток, а затем по железной дороге – в Иман, где и осуществлялась сборка.
На суда флотилии возлагалось наблюдение за пограничной линией, а также перевозка станичной почты и грузов. Личный состав флотилии комплектовался из строевых казаков, знавших речное дело, а командиры пароходов, машинисты и их помощники принимались по вольному найму. Вольнонаемному командиру судна была представлена власть командира отдельной казачьей сотни. Его форма одежды соответствовала капитанам пароходных обществ, но с заменой белого канта на фуражке желтым по цвету прикладного сукна приамурских казачьих войск. Черные флотские погоны на бушлатах и фуражки у личного состава также имели желтые канты, на ленточках надпись Амуро - Уссурийская казачья флотилия". Старшему командиру флотилии присваивался особый брейд - вымпел с косицами цветов русского национального флага. Первым старшим командиром флотилии стал капитан Дмитрий Афанасьевич Лухманов - известный в будущем российский и советский капитан, великолепный педагог, талантливый писатель. Он прослужил на флотилии до 1901 г.