Уссуриец (guran_ussury) wrote,
Уссуриец
guran_ussury

Category:

Британская группа Supertramp

photo_2179_1

В начале 80-х годов прошлого столетия (во загнул, почти как сто лет назад получилось!) информационный голод меломана нельзя было удовлетворить в полной мере. Музыкальные журналы в то время попросту отсутствовали, и информация черпалась из различных статеечек и заметок. Кроме того, одним из «несущих свет в массы» был журнал «Ровесник». Конечно, много было оттуда почерпнуто, но не всегда они отличались объективностью. На память могу привести фразы и выражения, которые мне врезались в память и я их помню даже спустя тридцать лет наизусть.
Ну, например:

- Немилосердно лупцует гитару швед Ингви Мальмстин. Безумная вольтижировка на инструменте наводит на мысль о маниакальном психозе.

Или это:
- Рулады, исторгаемые вокалистом группы AC/DC Брайаном Джонсоном, сродни воплям людоеда, оставшегося без ужина.

Но вот в отношении группы “Supertramp” – полный восторг и прекрасные отзывы. «Что же это за группа, о которой даже советская пресса так восторженно отзывается?» - подумал я и решил во чтобы то ни стало найти записи и ознакомится с ее творчеством. Но решить и сделать сейчас и в те времена – это две большие разницы. Пришлось серьезно попотеть, чтобы найти запись.



И этой записью был альбом 1981 года «….Famous Last Words». Поверьте мне, я был просто поражен. Как такая группа могла пройти мимо меня? Похожий на детский голос вокалиста, великолепная игра на фортепиано и несравненный саксофон!
На этом альбоме меня поразила широта музыкального материала, что говорило о таланте музыкантов и их огромной потенциале. Например, на мой взгляд, лучшими композициями с этого альбома являются “My kind of Lady” – несравненная ни с чем по легкости и изяществу, в конце которой необыкновенную воздушную феерию создают фортепиано и саксофон. А вот “Don’t leave me now” вся кричит от боли и безысходности, передавая муки и страдания. Вступление фортепиано подхватывает рвущий душу саксофон, и ты чувствуешь, что действительно человек отчаянно переживает уход любимого человека.
После этого я постарался собрать все записи этого коллектива, но мне не все удалось. Это сегодня у меня в коллекции есть все их концерты. И даже остался винил с тех времен. И в любое время я могу спокойно воскресить в памяти любой из альбомов прослушав его. Но того удивления, восторга и счастья, которое было в первый момент мне уже не воскресить.
Кстати, музыканты любили экспериментировать. Например, после ухода Ходжсона, на запись альбома «Brother Where You Bound» 1985 года в качестве «специального гостя» был приглашен не кто иной, как….. Дэвид Гилмор (гитара, Pink Floyd)! Это лишний раз говорит о признании группы своими коллегами по цеху и о большом уважении к ним и к их музыке. В результате получилась фантастическая композиция по названию которой и определено название самого альбома почти на 17 минут. Некое футуристическое вступление, состоящее из обрывком мелодий Марсельезы, выступлений Коминтерна, треска морзянки, перерастает в филосовскую композицию, прерываемую вступлением Гилмора. Этакий прорыв Pink Floyd в музыкальный материал Supertramp. Послушайте, не пожалеете. Как минимум удивление я вам гарантирую. Если не любовь к этой группе навсегда.

Ну и немного официальной информации.

Supertramp в целом можно назвать группой двух музыкантов. Два равноценных автора, певца и одновременно клавишника Роджер Ходжсон (позже он стал в основном гитаристом) и Рик Дэвис
Мы не будем говорить о первых двух дисках, которые были откровенно провальными и принесли только убытки их издателям.
История группы фактически начинается с третьего альбома. Отсюда мы и начнем отслеживать их путь.
Только в 1973 году Ходжсон и Дэвис начали набирать новый состав, который оказался очень устойчивым. Из группы с забавным названием Bees Make Honey пришел ударник Бенберг, единственный американец в ансамбле. Самым большим музыкальным опытом обладал саксофонист Джон Хэлливелл, который был членом групп сопровождения Джимми Риффина и Артура Конли. Вместе с Робертом Палмером и Догджи Томпсоном он играл также в группе Alan Bown Set.
Диск «Crime of the Century» ознаменовал переворот не только в судьбе группы, но и в ее стиле. Альбом вышел в 1974 году. По-детски звенящий вокал, изящное кружевное плетение клавишных, мелодичность и задушевность песни School была предвестником грядущего большого успеха. Философская заглавная тема «Crime of the Century» показала, что музыканты способны на концептуальные композии. Наконец музыкантам получилось найти себя и это найденное оказалось бриллиантовым кладом. С этого момента группу ждал феноменальный успех.
После его выпуска авторская пара Ходжсон-Дэвис сошлась в своем желании попрощаться с Англией и переправиться в Калифорнию. Вообще-то согласие этих двух музыкантов - явление редкое. Если Ходжсона в композиции, изящной и мелодичной, можно сравнить с Полом Маккартни, то Дэвиса, более рокового и саркастичного - с Джоном Ленноном. Но далее сравнения разворачиваются на 180°. Ходжсон - мудрец и фантазер, а Дэвис не скрывал, что склонен к "нормальному" образу мышления.
Следующие альбомы «Crisis? What Crisis?» и «Even in the Quietest Moment» вышли в перерывах между протяженными гастрольными заездами, ублажили гурманов и создали ансамблю репутацию выдающегося на концертах и еще лучшего в записывающей студии, несмотря на то, что Дэвис твердил: "в группе нет ни одного по-настоящему сильного музыканта". Критики описывали их стиль как менее монументальный и более упрощенный "американский" вариант Yes и Genesis.
Из этих альбомов хочется отметить необыкновенную тему «Even In the Quietest Moments», а так же «Fool’s Overture», которая по времени около 11 минут, как образцы впечатляющей мелодичности и высокой исполнительской техники и по праву относятся к "золотому фонду" роковой музыки.
Музыкантам нельзя было отказать в скромности. Ходжсон как-то заявил: "Думаем, что музыка, которую мы делаем, достаточно примитивна". Но не будем придавать его словам особого значения, они весьма далеки от истины. Тот же Ходжсон говорил: "Музыка обладает силой лечить, гипнотизировать, приносить людям ощущение счастья, печали, радости. Хочу, чтобы у моей музыки было это свойство". Этими достоинствами в полной мере обладал альбом Breakfast in America, который в 1979 году собирал одну награду за другой во всевозможных анкетах. Он добился премии Grammy за техническое качество записи и наилучшее художественное решение. Песня Logical Song из этого диска получила в Англии премию Айвора Новелла за лучший текст песни в роке в 1979 году.
Подготовка этого альбома потребовала полных восемь месяцев с утра до ночи. Из них три месяца пропали вовсе, так как группа вовремя убедилась, что делала вовсе не то. Музыка, которая в принципе не содержала в себе ничего нового, даже в контексте развития самой группы, а тем более в эволюции мирового рока, тем не менее совершенно пленила слушателей - выразительной мелодичностью, легкой и изменчивой игрой красок и тонов, до тонкостей проработанными деталями, нервностью, шармом, элегантностью, а также в целом атмосферой гибельности, связанной с горькой меланхолией текстов, которые эти новоявленные заокеанские пионеры адресовали американцам.
Альбом содержал несколько мастерских и несколько ремесленных песен, поражающих необычайной точностью выделки и привлекающих вдумчивого слушателя главным образом ясной символикой текстов, наполненных разочарованием и неуверенностью, характерными для американской молодежи, вступающей в жизнь. Различными шагами, через лирическую отчужденность (Goodbye Stranger), бегство в религию (Lord Is It Mine) и нервный кризис (Just Another Nervous Wreck) доходит альбом до катарсиса в заключительной песне Child of Vision с острым текстом: "доллар тебя убедит, а ТВ нарисует, что ты умеешь делать" и откровенным вызовом "...найди себе новое честолюбие".
Альбом Breakfast in America окончательно вывел ансамбль в число роковых супергрупп, снимающих сливки со своих "платиновых" дисков. Их концерты стали чрезвычайно успешными - с одного из них, в Париже в декабре 1979 года, они записали свой единственный "живой" альбом «Paris».
Дискография:
Supertramp
1. Supertramp (A&M 1970)
2. Indelibly Stamped (A&M 1971)
3. Crime of the Century (A&M 1974)
4. Crisis? What Crisis? (A&M 1975)
5. Even in the Quietest Moment (A&M 1977)
6. Breakfast in America (A&M 1979)
7. Paris (конц.) (A&M 1980) OO
8. Famous Last Words (A&M 1982)
9. Brother Where You Bound (A&M 1985) BB; A+:2/3
10. Free as a Bird (A&M 1987) BB
11. Live '88 (A&M 1988) A:1/2




Tags: supertramp, музыка, рок-классика, рок-музыка
Subscribe

  • С Днем Космонавтики!

  • Моё 7 ноября

    Я прекрасно помню этот день. "День 7 ноября, красный день календаря, Посмотри в своё окно Всё на улице красно!" Стишок такой был. Меня…

  • К почти юбилею.

    Блевотина войны — октябрьское веселье! От этого зловонного вина Как было омерзительно твое похмелье, О бедная, о грешная страна!…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments