Уссуриец (guran_ussury) wrote,
Уссуриец
guran_ussury

Category:

Pink Floyd "Animals"

40 лет назад, в январе 1977 года, вышел десятый студийный альбом Pink Floyd — Animals. Он достиг второго места в хит-параде Великобритании и третьего в США. Два визуальных образа с альбома стали особенно известными: электростанция Баттерси и огромная надувная свинья. Вид электростанции на обложке альбома сделал её туристической достопримечательностью. А надувная свинья, являющаяся, по словам Роджера Уотерса, символом надежды, позднее использовалась практически на всех концертах группы.

136071





"Animals" — концептуальный альбом, содержащий едкую критику социально-политической ситуации в Британии 1970-х годов, и в музыкальном плане отличающийся от предыдущих работы группы. Альбом записан в собственной студии Pink Floyd — Britannia Row в Лондоне. Практически, все песни "Animals", как и его основную концепцию создал басист Роджер Уотерс. Это первый альбом Pink Floyd, где Уотерс начинает фактически узурпировать весь творческий процесс группы. Естественно, это повлекло в процессе записи к некоторым трениям между музыкантами, которые несколько лет спустя привели к уходу из группы клавишника Ричарда Райта, а в 1983 году и самого Уотерса.

Под влиянием Роджера Уотерса, стремившегося в творчестве все к большей откровенности, Pink Floyd стал двигаться в несколько ином направлении – в музыке исчезли задумчивые, убаюкивающие ритмы и космические мелодии, столь любимые клавишником Райтом, а тексты приобрели резкую социальную направленность. "Animals" стал, вероятно, единственным альбомом, созданию которого не сопутствовали никакие конфликты (а их в истории группы, как известно, было немало). Инициатива была полностью в руках Уотерса, и все с ним соглашались.

В 1975 году закончился договор между Pink Floyd и EMI Records, согласно которому EMI предоставляла группе неограниченное количество времени в своих студиях, за что у Pink Floyd был снижен процент дохода с продаж их пластинок. Тогда Floyd купили трехэтажный особняк в лондонском районе Айслингтон по адресу 35 Britannia Row и начали преобразовывать его в студию. Реконструкция заняла почти весь 1975-ый год и начало 1976-го, так что в апреле 1976-го группа начала работать над своим новым альбомом "Animals" уже в собственной студии Britannia Row Studios.

1976 год останется в британской истории как год нескончаемых рабочих забастовок, вспышек расового насилия, высокого уровня инфляции и безработицы. Как раз в этот период в Англии зародилось новое музыкальное движение панк-рок — отчасти как нигилистический протест против неблагополучной социальной ситуации, отчасти как реакция на усложнение рок-музыки, ушедшей от своих простых рок-н-ролльных корней в дебри музыкальных излишеств. Люди с гитарами на сцене из простых парней — как он, ты или я — превратились в недоступных идолов, поднялись на высшие ступени истэблишмента. Группа Pink Floyd в глазах панков стала одним из главных олицетворений подобной метаморфозы в рок-музыке и основной мишенью их нападок. Джонни Роттен из Sex Pistols носил майку со словами Pink Floyd, над которыми приписал собственноручно "Я ненавижу". Годами позже, Ник Мэйсон заявил, что он приветствовал панк-рок революцию, рассматривая ее как желанное возвращение рок-музыки к ее андерграундным корням, от которых Пинк Флойд в свое время оторвались.

Хотя новое музыкальное движение рассматривало Pink Floyd — богатую, преуспевающую группу — как часть ненавистного им зажравшегося истэблишмента, отношение Роджера Уотерса и других членов группы к социально-политическим сторонам английского общества не отличалось от идей нового поколения рок-музыкантов. Идея альбома базируется на антиутопической повести Джорджа Оруэлла "Скотный двор", где разные касты общества представлены в виде различных животных. Свиньи — жестокие и бездушные представители правящих классов, самодовольные лицемеры. Собаки — тупые, жадные до денег, наемники, охраняющие власть и законы свиней. Овцы-бараны — безгласное стадо, бездумно лояльное к существующему строю и жестоко эксплуатируемое вышеуказанными.

Альбом начинается с песни "Pigs On The Wing", которая отражает позицию овец-баранов. Они наивно верят, что свиньи и собаки заботятся об их благе. В следующей композиции "Dogs" изображены беспринципные материалисты-карьеристы, готовые любой ценой пробиться наверх, к сытым свиньям из высшего общества. "Тебе должны верить те, кому ты лжешь / А когда они повернутся к тебе спиной, / у тебя есть шанс воткнуть в них нож". Такой изображается конкурентная и прочая борьба за выживание в капиталистическом обществе. Но к старости эти люди "пожинают урожай, который посеяли", оставаясь одинокими, больными, никому не нужными.

Композиция "Pigs" направлена против некоторых политиков и общественных деятелей Британии того времени, которых Уотерс обвинял в лицемерии. Тут опять досталось бедной старушке Мэри Уайтхаус, про которую еще в 1973 году написали музыкальный пасквиль Deep Purple (песня Mary Long). Тут же Уотерс, голосом, пропущенным через Vocoder, пародирует 22-й Псалом, в котором Господь представлен пастырем своих овец. Однако овец в альбоме пасет не Пастырь добрый, но злые, лицемерные свиньи посредством исполнительных и жадных собак. Кульминацией альбома становится восстание овец-баранов, которые вдруг прозревают обман и уничтожают своих поработителей.

Вторая часть песни "Pigs On The Wing", завершает альбом, зацикливая его. Ее спокойное акустическое звучание, по контрасту с тремя основными неспокойными вещами альбома, и мирный текст призваны подавать надежду. Написать эту гармоничную песню Уотерса вдохновил завязавшийся у него в то время любовный роман с Кэролайн Энн Кристи, женой менеджера группы Grateful Dead. По иронии судьбы, альбом, изображавший борьбу за власть в британском обществе, сам стал поворотным моментом в борьбе за власть в рамках самой группы.

Pink Floyd имели некий опыт работы со звукоинженером Брайаном Хамфризом, им понравилось, и он был приглашен для работы над альбомом. Запись проходила в Britannia Row Studios с апреля по декабрь 1976 и закончилась в самом начале 1977-го. Две вещи — "Raving and Drooling" и "Gotta Be Crazy" — были написаны гораздо раньше и предназначались еще для предыдущего альбома "Wish You Were Here". Их переделали для новой концепции в композиции "Sheep" и "Dogs". Из всех вещей Animals, только "Dogs" написана не одним Уотерсом, но в соавторстве с Дэвидом Гилмором. Все песни спеты также Уотерсом, только в "Dogs" Гилмор поет первую часть песни.

Такой всплеск песнетворчества Уотерса не вызвал одобрения у остальных членов группы, поскольку авторские гонорары с альбомов выплачиваются исключительно по авторству, указанному в песнях. Гилмор, несмотря на то, что его вклад занимает почти всю первую сторону пластинки, получал гонорар лишь с одной песни альбома, да и то поделенный с Уотерсом, а остальные — и вовсе ничего. "Девяносто процентов песни "Dogs" — мои. А поскольку эта песня занимает почти всю первую сторону, то это — половина Animals", — говорил Гилмор в интервью 2008 г. Animals оказался первым альбомом Pink Floyd, в котором не указано авторство клавишника Райта, хотя его вклад плодотворен и достаточно очевиден в аранжировках альбома, включая сольные партии в "Dogs" и "Sheep". Все это, естественно, не способствовало укреплению дружбы между членами команды. Animals заложил трещину в их отношениях, которая, разрастаясь в дальнейшем привела к распаду группы. "Animals — был тяжелым ударом. Все началось с того, что Роджер действительно решил, что он является единственным автором в группе. Он считал, что группа движется вперед исключительно благодаря ему. Вполне понятно, что когда его эго стало расширять зону своего действия, первым на его пути оказался я," — вспоминал Ричард Райт.

Впрочем, о самой работе над альбомом у всех, включая Ника Мэйсона и Гилмора, остались самые приятные воспоминания, как об очередном творческом прорыве. В альбоме, особенно в его концертном продвижении, участвовал кроме самих Флойдов, еще один гитарист — Сноуи Уайт. Началось с того, что Уотерс и Мэйсон случайно стерли в студии гитарное соло Гилмора в "Pigs On The Wing", тогда и пригласили лондонского сессионного гитариста Уайта записать соло по-новой. Однако из стандартного винилового выпуска альбома его соло вырезали. Оно осталось только на редкой версии "Animals", продававшейся на восьмидорожечном картридже.

Как только альбом был готов, началась работа над его обложкой. Дизайн-студия Hipgnosis, разработавшая многие обложки Pink Floyd, начиная с их ранних альбомов, и ставшая уже знаменитой в то время, предложила на выбор три варианта. В одном из вариантов, крошка-сын заходит в спальню родителей, обнаружив их за занятием сексом — "сношаются, как животные!". Но окончательный дизайн, как ни странно придумали не Hipgnosis, а все тот же Роджер Уотерс. Он жил в то время в южном районе Лондона Clapham Common, и по дороге домой у него неизменно открывался вид на тепловую электростанцию Battersea. Этой электростанции вообще везло на внимание знаменитостей, и она прославилась еще в 1965 году, попав в кадры битловского фильма Help!

Особенно постарались с осуществлением идеи "летающей свиньи" на обложке. От дешевого варианта снять какую-нибудь симпатичную свинью и вмонтировать ее в фотографию электростанции сразу отказались. Немецкой компании Ballon Fabrik, которая прежде специализировалась на выпуске дирижаблей (цеппелинов) и австралийскому художнику Джеффри Шоу было поручено изготовить 30-футовый (9,1 м) воздушный шар в форме свиньи. Получившуюся в итоге "хрюшку" (ей дали прозвище Алги) накачали гелием и подняли на исходную позицию 2 декабря 1976 г.

На всякий случай был нанят меткий стрелок, в чью обязанность входило стрелять в шар, если он вдруг предпримет попытки улизнуть. Однако суровые погодные условия непозволили заняться фотосъемкой в первый день. А на второй день менеджер группы Стив О'Рурк, видимо, решил съэкономить и не удосужился вновь нанять стрелка. "Хрюшка" разорвала все сдерживающие ее путы, поднялась в небо и вскоре скрылась из глаз. Это была сенсация для всех СМИ, полет беглой Алги пытались отслеживать всей Англией. Наконец, она приземлилась в графстве Кент, своим нисшествием с небес изрядно напугав местных коров. Шар был восстановлен, запущен вновь на исходную позицию, и на третий день фотосъемки продолжились. И все равно, в итоге, на обложку пошла смонтированная свинья, поскольку электростанция лучше всего смотрелась на более ранних снимках, сделанных задолго до рождения надувной Алги.

Рисунки на ярлыках пластинок продолжают тему альбома. На первой стороне изображена собака, снятая объективом "рыбий глаз" на фоне сельского пейзажа. На второй стороне — свинья и овца, снятые той же техникой, на том же фоне. Черно-белые фотографии на внутреннем развороте конверта изображают полную запущенность в районе электростанции, от эксплуатации которой к тому времени уже отказались. Все надписи на альбоме — на всех конвертах и на ярлыках пластинок сделаны на основе почерка Ника Мэйсона.




Tags: pink floyd, рок-классика, рок-музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments