Уссуриец (guran_ussury) wrote,
Уссуриец
guran_ussury

Categories:

К годовщине снятия блокады. Малая дорога жизни.

Малой Дорогой жизни принято называть сеть дорог, действовавших во время Великой Отечественной войны через Финский залив от северного берега незанятой финскими войсками территории через Кронштадт до южного берега в районе Ораниенбаумского плацдарма. Малая Дорога жизни действовала с ноября 1941 года до снятия блокады в январе 1944 года. Дорога начиналась в районе посёлков Лисий Нос и Горская и двумя нитками шла до северного побережья острова Котлин. Затем из Кронштадта трасса шла до Ораниенбаума и Красной Горки.
Необходимость создания Малой Дороги жизни проистекала из того, что осенью 1941 года от Большой земли оказался отрезанным не только город Ленинград, но и Кронштадт с военно-морской базой, и Ораниенбаумский плацдарм, который в результате выхода гитлеровцев к Финскому заливу в районе Петергофа потерял сухопутную связь с городом на Неве.

1441792798-4




17 сентября 1941 года штабом флота был подписан приказ о начале работ по созданию перевалочной базы в посёлке Лисий Нос и трассы на Кронштадт и Ораниенбаум. В Лисьем Носу при этом требовалось построить пирс, уходящий в глубину залива. Одновременно от пристани до железной дороги прокладывалась автомобильная дорога. Все работы были за неделю завершены.
Трасса работала до полного ледостава, а после этого требовалось организовать дорогу по льду. По приказу командующего Балтийским флотом адмирала Трибуца 8 ноября 1941 года началась разведка трассы. В работах по расчёту трасс и экспериментах на льду принимали участие учёные А.Ф.Иоффе, В.В.Шулейкин, П.П.Кобеко и другие из незадолго до этого созданной экспериментальной группы Ленинградского физико-технического института. Особенностью этих экспериментов являлось то, что они проводились не в лаборатории, а непосредственно на трассе в естественных условиях. Результаты и выводы сразу поступали в штаб Балтийского флота для использования в практической деятельности. Координированием натурных экспериментов занималась ледовая служба Морской обсерватории.
17 ноября гидрографы Кронштадтского отряда ледоводорожной службы под руководством Н.П.Клюева завершили разметку будущей дороги, а в ночь с 20 на 21 ноября по этой дороге прошли первые войска – 4 батальона из Кронштадта в Лисий Нос и на Ленинград. По другим данным уже 17 ноября из Малой Ижоры на лёд Финского залива вышла первая автоколонна, взявшая курс на Лисий Нос. Расстояние в 37 километров машины преодолевали 6 часов.

Ледовые трассы работали днём и ночью. С 20 ноября 1941 по 20 апреля 1942 года по ним прошли свыше 200 тысяч человек, более 40 тыс. машин, 29 танков и бронемашин, 134 орудия. В Ленинград были переправлены свыше полутора тысяч тонн муки, 105 тонн сахара, 100 тонн жиров, свыше 6700 тонн мазута и солярки, 40 тонн бензина из запасов Балтийского флота. В обратную сторону двигались колонны с эвакуируемыми мирными гражданами, детьми, женщинами и стариками. В Лисьем Носу был организован госпиталь, куда попадали раненые с Ораниенбаумского плацдарма и Кронштадта. Там же, недалеко от аэродрома, имеется кладбище тех лет, в котором хоронили умерших от голода и ран мирных жителей и красноармейцев.
В конце марта 1942 года началась подготовка к организации движения по Малой Дороге жизни по воде. Был отремонтирован пирс, проложена железная дорога нормальной колеи от станции, а по самому пирсу проложена узкоколейка. Несколько позже из-за увеличения объёмов движения были построены дополнительные пирсы. Для обеспечения перевозок в район Лисьего Носа был передислоцирован 176 отдельный инженерно-строительный батальон и головной ремонтный поезд.
С 15 декабря 1942 года по 28 марта 1943 года по ледовым трассам было проведено свыше 270 тыс. бойцов, 1240 орудий и других грузов, автомашины совершили около 350 тыс. рейсов.

С 5 ноября 1943 года начинается переброска частей 2-й Ударной армии через Лисий нос для подготовки к прорыву немецкого окружения, начавшегося в начале 1944 года.


Трассы ледовых дорог по льду Финского залива.
y_b96f91b4
Tags: Великая Отечественная Война, подвиг народа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments