Уссуриец (guran_ussury) wrote,
Уссуриец
guran_ussury

Category:

Электричество смотрит нам в лицо.......

Распадалась и собиралась эта группа не единожды. В течении последних 28 лет, что ВдГГ числился в роспуске, его лидер Питер Хэммил продолжал работать сольно, часто с теми же музыкантами, но деятельность не имела ничего похожего на резонанс , который вызвала сама группа.

В 1967 году команда была собрана из студентов Манчестерского университета - певца Питера Хэммилла, клавишника Ника Пирна и ударника Криса Джаджа-Смита. Последний и придумал название группе, но чуть позже ушел вместе с Пирном. В составе появились клавишник Хью Бэнтон, басист Кит Эллис и ударник Гай Эванс (экс-"Misunderstood"). В следующем году музыканты выпустили на фирме "Polydor" сингл "Firebrand/People You Were Going To". Они начали выступать в студенческих клубах, к группе проявили интерес пресса и продюсеры, однако кража инструментов и всей аппаратуры прервали первое турне ансамбля и обусловили его распад к концу 1968 года. Хэммилл не прекратил концертных выступлений, а затем для записи сольного диска пригласил большую часть вышеперечисленных музыкантов. Но, в конечном счете, альбом "Aerosol Grey Machine" вышел под вывеской "Van Der Graaf Generator".





Аудитория и критики по обе стороны океана отметили начинающую команду за ее необычный имидж, подчеркнуто интеллектуальный подход к вопросам музыкального языка и поэтические содержания песен. История ВдГГ отчетливо разделяется на два периода, которые стилистически связаны между собой. В первый период помимо упомянутого
дебютника было выпущено еще три альбома "The Least We Can Do Is Wave to Each Other","H to He Who Who Am the Only One", "Pawn Hearts" - главный шедевр группы. Во время записи третьего диска сформировался так называемый «золотой состав»: Питер Хэммил и помимо него Хью Бэнтон (пианист-органист), Гай Эванс (ударные) и Дэвид Джэксон (духовая партия)
После выпуска этих четырех альбомов из группы ушел и Хэммил, приступивший к своей сольной карьере. Питер считал, что группа сделала все, что могла и в будущем ничего подобного создано быть не может. Как он ошибался! За несколько дней до окончания записи последнего их альбома все музыканты получили письма, что проект ВдГГ прекращает свое существование. Через несколько месяцев их контракты заканчивались и уже ничего не держало музыкантов вместе….
Однако адская машина продолжала генерировать свою энергию и в 1975 году коллектив был возрожден в своем «золотом составе» . Получилось все неожиданно для самих участников. Питер Хэммил собирался записать свой очередной сольный проект и пригласил своих друзей. Но созвонившись с Бэнтоном и остальными понял, что новая группа имеет полное право носить название ВдГГ. В этот период творчества были выпущены еще четыре альбома: "Godbluff", "Still Life", «World Record» и «The Quiet Zone/The Pleasure Dome», а также двойной концертник «Vital». В записи последних двух альбомов не принимали участие Бэнтон и Джэксон, поэтому чтобы отметить их отсутствие, Хэммил и Эванс изымают из названия группы последнее слово «Генератор». Ушедших удалось заменить проверенным Ником Поттером и скрипачем Грэмом Смитом. Но в июле 1978 коллектив окончательно распадается. Причина распада обычна и банальна – жена Хэммила уходит к Бэнтону. И переживаемая Питером душевная травма нашла отражение в прямо-таки кричащем от боли сольном альбоме “Over”. Да и других музыкантов тоже мучили проблемы. Да и для арт-рока настали не лучшие времена.
Как бы то нибыло, со своими друзьями Питер не расстается и то и дело приглашает их на запись своих сольных проектов.
В 2005 году монстр по имени «Ван дер Граф Генератор» снова показался на поверхности озерка прогрессив-рока, чтобы нанести сокрушительный удар хвостом по мутной застоявшейся водице. Новый альбом “Present” возвращает нас в лучшие времена арт-рок-прогрессива.



В эпоху хипповского движения творчество Генератора многих пугало, а то и отталкивало своей мрачностью, депрессивностью и трагичностью. Даже на фоне своих соратников King Crimson они казались ангелами ада. У Хэммила в его творчестве (особенно в раннем периоде) сплошные темные видения, мрачные пророчества и депрессия. Генератор не создают всеобъемлющую картину мира – через свои взгляды и философские образы они видят агонизирующую Вселенную. Хэммил пропускает все через собственную кровь и плоть, сдирая раны и обнажая раны, поэтому и действует его музыка столь непосредственно сильно. Справедливости ради стоит отметить, что во втором периоде позитивное, созидательное начало заявляет о себе все сильнее. А упаднические и депрессивные настроения сменяются едкой иронией и сарказмом.

Van der Graaf Generator одними из первых сознательно отошли от сложившихся к концу 60-х годов представлений о том, как должна выглядеть рок-группа, перевернув все с ног на голову. Они не так звучали, не то играли, не использовали мелодико-ритмические рок-формулы, не стремились ублажить слушателя. Да и рок-н-рольного вообще у них было мало. Взять хотя бы уже упоминавшийся «золотой состав» - вокал, орган, духовые и ударные. С точки зрения нормально рок-группы это выглядело абсолютным нонсенсом. Их саунд совершенно не похож на звучание традиционного рок-квартета. Роль электрогитары у Генераторов снижена до минимума, а место виртуозно солирующего инструмента занимает секция духовых, прежде всего саксофонов. Басовые партии нередко исполнялись клавишником при помощи органной ножной клавиатуры!



Что же касается саксофонов – злые, режущие, колючие, царапающие, ревущие, стонущие. Нередко к ним присоединялись флейты с их блеклыми, тусклыми и хрупкими тембрами. Дэвид Джэксон извращался со своими саксофонами как мог: он «электрифицировал» их, интенсивно использовал различные искажающие звук примочки, играл на двух саксофонах сразу, выдувая из них целые сонмы звуков: пел, хрипел, дудел за пределами громкости и обычного диапазона.

Второй по значимости инструмент в Генераторов – электроорган. О личности Хью Бэнтона можно сказать, что это единственный из всех участников группы академически образованный музыкант.
Роль гитары в саунде ВдГГ далеко не первостепенна, но тем не менее заслуживает внимания. На гитаре иногда играл Хэммил. Но его бренчание на гитаре можно разобрать только на первом альбоме и выглядит она не иначе как фоном. А вот для участия во втором и третьем альбомах в качестве «специального гостя» был приглашен Роберт Фрипп (King Crimson).



Но главное – это голос Хэммила. Его невозможно перепутать ни с чьим вокалом. Он обладает поистине магическим воздействием. Он не сдерживает себя никакими рамками, переходя от надрывного крика к таинственному полушепоту. Особую выразительность приносят специальные приемы – выделение отдельных слов и фраз, игра с искажениями и тональностями. Все это заставляет слушателя следовать изгибам его вокала, подчиняясь воле изощренного режиссера.






Tags: van der graaf generator, рок-классика, рок-музыка
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments