Уссуриец (guran_ussury) wrote,
Уссуриец
guran_ussury

Category:

Гантимур, князь тунгусов-хамниган.

В истории русской колонизации Сибири есть немало примеров, когда местные племена добровольно принимали подданство русского царя, вследствие чего в состав государства входили огромные земли, богатые пушниной, рыбой, лесом и драгоценными металлами. Одна из ярких страниц освоения Приамурья связана с именем Гантимура предводителя нерчинских тунгусов, который в 1667 г. перешел в русское подданство, изменив китайскому богдыхану. Требование цинского правительства о выдаче мятежного вождя, обладавшего большими правами на амурские земли, не раз становилось камнем преткновения на русско-китайских переговорах, едва не послужив поводом для открытых военных столкновений. Однако Гантимур так и остался подданным русского царя, за что его сыновьям был высочайше пожалован княжеский титул.

хамниган
Тунгус-хамниган


Об эвенкийском роде Гантимуровых в России стало известно во второй половине XVII в. До 1667 г. князь Гантимур служил китайскому богдыхану и принимал активное участие в нападении маньчжуров на Кумарский острог, возведенный русскими первопроходцами на реке Амур. Надо сказать, что дата появления Гантимуровых в России точно не определена. Согласно сведениям главы русского посольства в Китае Избранта Идеса, тунгусский князь со своими сородичами появился в России значительно раньше - в 1651 году. Предшественник Идеса, посол России в Китае Н. Спафарий (1636 - 1708), в 1675 г. в Иркутске "встретился с князем Гантимуром, который категорически отказался от возвращения в Китай. Князь говорил, что ему лучше покончить жизнь на русской земле, чем положить голову на плаху в поднебесной империи. Н. Г. Спафарий убедил князя, что его никогда не выдадут Цинам".
Происхождение княжеского рода Гантимуровых - еще одна загадка. Есть сведения, что они были потомками великого Чингисхана. Российский посол Избрант Идее в записях путевого дневника указывал, что родовые корни эвенкийских князей Гантимуровых "уходят в страну нючженей, то есть маньчжуров". После выхода из Китая "тунгусской породы князь" Гантимур и его сын Катанай приняли православие. Произошло это по одним сведениям в 1682 г., причем "послухом у него при крещении был воевода Иван Власов", по другим сведениям, обряд крещения Гантимур со своим сыном прошли в День Святого Петра и Павла в 1684 г. и были наречены православными именами Петром и Павлом соответственно.

Князь Гантимур, судя по отзывам современников, был человеком незаурядным, если не выдающимся. Так, Н.Г. Спафарий писал царю Алексею Михайловичу, что Гантимур «муж великой, храброй, будто исполин, 9 жон у него, а детей больше 30-ти, все вооружены, опричь дщерей, а племя ево соберетца больши трехсот человек, все вооружены в куяках с копьями» . Главе русского посольства в Китае голландцу Избранту Идесу довелось видеть в 1693 г. в Нерчинске сына Гантимура - Павла Петровича Гантимурова. По его словам, сын, будучи, как и отец, главой конных тунгусов-хамниган, мог собрать в течение суток 3 тыс. воинов, «хорошо экипированных, с добрыми конями и исправными луками», причем всего какая-то полусотня тунгусов могла противостоять четырем сотням монгольских татар.



Tags: Забайкалье, история, история России, тунгусы, хамниганы
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments